Site icon Салют, Франция

21 апреля 1944 года француженка получила право голоса

Француженка получила право голоса

Старт в Алжире.

Именно в Алжире французский комитет национального освобождения публикует свой план организации Франции после освобождения. И в нем согласно статье 17 француженка  впервые  получает право голоса и право быть избранной.

Этой простой фразой, статьей в одну строку была перевернута  жизнь миллионов французских женщин. С самого начала читатели «Эха Алжира» от 23 апреля 1944 года начинают понимать, что что-то происходит.

21 апреля под председательством Шарля де Голля французский комитет национального освобождения  подготовил проект распоряжения об организации государственной власти во Франции после её освобождения. Первая декларация задавала тон: «Национальное Учредительное Собрание будет избрано тайным голосованием и в один единственный тур всеми гражданами Франции.»

Чтение 17-ой статьи  не оставляло места для сомнений.

«Женщины являются избирателями и имеют такие же права, что и мужчины.»

Окончательная редакция этой 17-ой статьи  была подготовлена членом Коммунистической партии Фернаном Гренье. Участник движения сопротивления, представитель компартии франции вскоре он становится комиссаром ВВС (гражданских и военных) Временного правительства Франции.

Фернан Гренье отстаивал, в том числе в Национальном совете сопротивления,  полное признание права голоса женщин. Напомним, что в первом проекте статьи в марте 1944 года упоминалось только некое право женщин («женщины имеют право на равные условия с мужчинами»),  но право их голоса не было четко сформулировано. Фернан Гренье выставляет на обсуждение и проводит поправку, которая дает окончательную формулировку 17-от статьи.

Эта статья стала кульминацией 150-летней борьбы за право голоса после озвучивания Олимпиде Гужа  ее Декларации прав женщин. Дебаты в различных движениях  общего движения Сопротивления в конечном итоге ускорили процесс, несмотря на противодействие нескольких других политических движений, таких как радикалы, которые опасались голосования женщин под влиянием католической церкви.

Стоит отметить, что окончательная поправка 17-ой статьи не случайно была составлена именно представителем ​​коммунистов. На муниципальных выборах 1925 года эта партия уже имела женщин, имеющих право голоса, дюжина из которых затем уже вошла в муниципальные советы до того, как в тот раз их выборы были признаны недействительными .

И еще с 1936 года национальная коммунистическая газета L’Humanité начала настаивать: «Француженка должна  иметь права голоса! » Она писала: «Напомним, что депутаты-коммунисты были единственными, кто без ограничений голосовал за право голоса и равенства женщин…Наш друг Раметт в своем великолепном выступлении по этому поводу в палате (парламента) сказал: «Наша партия хочет, чтобы женщины имели возможность голосовать не только на муниципальных выборах, но и на всех консультациях по формированию совещательных собраний.»

Женщины голосуют массово

29 апреля 1945 года французские женщины наконец смогли реализовать свое право на муниципальные выборы. Под заголовком «Француженки впервые проголосовали» левая газета Aube отметила, что они голосуют массово и, какое чудо(!), им удается самим разобраться в кабине для голосования до того, как пойти заниматься домашним хозяйством».

«На всех участках француженки пришли в большом количестве. Большинство из них проголосовали на открытии избирательных участков перед тем, как отправиться за покупками и по домашнему хозяйству, другие  же пришли на избирательные участки днем, в сопровождении своих мужей, а иногда даже детей.»

Даже монахини, некоторые из которых не пересекли ворота своего монастыря с тех пор, как облачились в монашескую одежду, настаивали на том, чтобы прийти и опустить свой избирательный бюллетень в урну.

Следует отметить, что мужчины, которые накануне иронизировали, в конечном итоге были  удивлены  и смущенным отношением женщин, к процедуре голосования. Им приходилось признать, что их спутницам удалось очень хорошо справиться с этой процедурой.

Если некоторые женщины немного колебались между списками и путались со своими бюллетенями в тайных кабинках для голосования, подавляющее большинство из них очень хорошо знали, чего они хотят, и доказывали это.» — писали газеты.

В эти первые выборы несколько женщин, представляющих движение  Сопротивления и Коммунистической партии были избраны во главе муниципалитетов: Одетт Ру в Сабль-д’Олон или Пьеррет Петитот в Виллетанеуз.  А в Кот-д’Ор, в небольшом городке Эчиге, городской совет был избран исключительно  из женщин.

…По иронии судьбы, если именно в Алжире, где право голоса впервые было предоставлено французским женщинам, полтора миллиона алжирских мусульманских женщин  сами смогли воспользоваться этим правом только в 1958 году по прямой просьбе президента Совета Шарля де Голля.

Exit mobile version