Site icon Франция. Обо всем

Монмартр. Базилика Сакре-Кер

Одной из самых популярных достопримечательностей Парижа наряду с другими остаётся Монмартр и его Базилика Сакре-Кер.Монмартр. Базилика Сакре-Кер

МОНМАРТ,  — «ХОЛМ (МОНТ) МУЧЕНИКА»

Благодаря святой Женевьеве, жившей в пятом веке, мы узнаем о существовании Сен-Дени. Именно благодаря ей этот первый епископ Парижа вошел в историю. В житии этого святого, написанном одним из ее современников, говорится, что около 475 года она решила парижанами построить часовню на том месте, где тот принял мученическую смерть. Сен-Дени, —  первый епископ и мученик Парижа, а также его легенда иллюстрирующая тот период, когда ученики Христа торжествовали «не сражаясь, но умирая».

Первоначальная часовня, построенная на холме в честь Сен-Дени, была разрушена в IX веке. В это время холм Монмартр был очень посещаемым местом паломничества. Помимо Сен-Дени, здесь почитались останки большого числа христиан, ставших мучениками во время гонений, в честь которых и был назван холм — «Монт Мучеников» (mont des Martyrs).

В 1559 году пожар уничтожил большую часть бенедиктинского аббатства Монмартр, которое находилось на вершине холма, которое продолжалло разрушаться  до 1611 года, когда Мари де Бовилье, которая почти на протяжении почти шестьдесят лет управлял аббатством, предприняла попытку восстановления.

Вокруг этой часовни было построено новое аббатство, названное «нижним», соединенное с высшим длинной сводчатой ​​галереей. Во время работ 11 июля 1611 года была обнаружена лестница, ведущая к старому склепу, освященному, как говорили Сен-Дени. Это открытие вызвало ажиотаж. Мария Медичи и более шестидесяти тысяч человек пришли к священному месту, создав новый поток  верующих.

В конце XIV века король Франции Карл VI после временного выздоровления от первого приступа безумия и после того, как чудом избежал пламени пожара, также совершил благодарственное паломничество к Мартириуму Монмартра.

В начале 15 века в Париже, охваченном борьбой арманьяков и бургундов, сцены резни и грабежей были такими, что парижские приходы шли процессией на холм Монмартр, чтобы попросить Сен-Дени спасти город. Кроме того В 1525 году, когда Франциск I попал в плен в битве при Павии, жители Парижа толпами прибыли на Монмартр, чтобы помолиться покровителю королевства о прекращении великого запустения.

15 августа 1534 года именно на Монмартре святой Игнатий, святой Франциск Ксаверий и их соратники основали  Общество Иисуса.

Аббатство Монмартр на протяжении веков было интенсивным центром религиозной жизни и частым местом паломничества. В 1792 году бенедиктинцы были рассеяны Французской революцией, и монастырь был полностью разрушен. Последняя настоятельница, Мария-Луиза де Монморанси-Лаваль, взошла на эшафот 24 июля 1794 года, и ее кровь сделает возможным чудесное возрождение религиозной жизни, которое произойдет восемьдесят лет спустя на Священном холме.

Все, что осталось от аббатства Дам де Монмартр сегодня, — это церковь Сен-Пьер, чей хор служил часовней для монахинь.

 Базилика Сакре-Кёр «Национальный обет»

Идея строительства базилики Сакре-Кёр родилась 4 сентября 1870 года, в день провозглашения третьей Республики. В тот день епископ Фурнье разразился патетической речью о том, что французские войска потерпели поражение во франко-прусской войне в качестве божественного наказания за “нравственный упадок” после Французской Революции.

Общество, расколотое на набожных католиков и легитимных роялистов с одной стороны, и демократов, социалистов и радикалов с другой, было наказано. Несмотря на то, что в некоторых источниках заявляется, что базилика была возведена в честь пятидесяти тысяч павших во время войны, согласно распоряжению Национального собрания 1873 года (в ответ на пожелание архиепископа), базилика была построена, дабы искупить грехи Парижской Коммуны.

Именно на Монмартре состоялось первое восстание Парижской Коммуны, и там же был казнен архиепископ Даруа, ставший своего рода мучеником для возрождающейся Католической церкви. Его преемник утверждал, что в октябре 1872 года ему было видение, и в рассеявшихся над Монмартром облаках он узрел истину: “Именно здесь, здесь, где находятся души мучеников, здесь Священное сердце обязано воцариться, став маяком для страждущих”.

Собор, который проходил в Ватикане, прерывается, и Папа, которого больше не защищают французские войска, считает себя узником Ватикана! Во Франции это военное поражение и оккупация части страны немецкими войсками. Подход господ Александра Легентиля и Юбера Ро де Флери духовен. Они клянутся построить Церковь, посвященную Сердцу Христа, «в возмещение ущерба» (то есть в покаянии за совершенные неверности и грехи), потому что для них беды Франции происходят из духовных, а не политических причин.

С отставкой правительства Адольфа Тьера в мае 1873 г., епископ Франсуа Пье выразил национальное стремление к духовному обновлению: “Пришел час Божий”, чему церковь Сакре-Кёр является главным, материальным памятником. Финансированием будущей базилики занялись все французские приходы, а само строительство заняло несколько десятков лет (1875—1914 гг.).

Этапы строительства

Официальная церемония старта строительства парижской базилики прошла 16 июня 1875 года, но работы скоро были остановлены. Обнаружилась проблема с почвой – холм был изрыт шахтами для добычи камня и потребовались работы по укреплению. Для этого вырыли 83 скважины глубиной более 30 метров, которые залили бетоном, по аналогии с современными сваями.

Архитектором проекта выступил талантливый творец Поль Абади, который обошел более семидесяти семи соперников. В 1880 году произошла попытка остановить строительство, когда базилика была названа “нескончаемой  провокацией к гражданской войне”. Дело даже дошло до обсуждения в палате парламента, где проект защитил архиепископ, несмотря на утверждения Жоржа Клемансо (будущего премьер-министра), что базилика – материальная стигматизация революции. Ещё одна попытка прекратить работы была предотвращена в 1897 году, хотя к тому времени практически весь интерьер был доделан, и Сакре-Кёр работала, без малого, шесть лет.

Абади отошел в мир иной в 1884 году, застав только возведение фундамента, и строительство продолжалось под руководством пяти архитекторов: Оноре Дьюме (1884-1886 гг.), Жан-Шарля Лиане (1886-1891 гг.), Анри-Пьера-Мари Рауле (1891-1904 гг.), Люсьена Манье (1904-1916 гг.) и Жана-Луиса Уло (1916-1924 гг.). Все основные работы были завершены к 1914 году, но вмешалась война, и освящен храм был только в 1919 г.

Деньги на базилику, оцениваемые в семь миллионов французских франков и целиком пришедшие из пожертвований, закончились ещё до того, как показалась видимая наземная часть. Временную часовню освятили в марте 1876 года, и пожертвования паломников стали основой бюджета будущей базилики. Каждый, кто оставил пожертвование, мог заложить, к примеру, памятный кирпич.

Английский географ и историк Дэвид Харви отмечал, что эхо “мучеников” все ещё слышно в стенах базилики. Эта идея подтверждается тем, что в 1971 году демонстранты, преследуемые полицией, нашли убежище в Сакре-Кёр, в церкви, “построенной на трупах коммунаров”. Это провокационное заявление было весьма красноречиво проиллюстрировано в распространяемых ими листовках.

Архитектура Сакре-Кёр

Базилика Сакре-Кёр – необычное архитектурное строение. Это массивное задание построено из травертина, добытого в шахтах Шато-Ландон  — там же, где и камень для Триумфальной арки.  Его главная в особенность заключается в самоочистке  при контакте с дождевой водой. На поверхность камня вымывается небольшое количество кальцита, что позволяет Сакре-кер всегда оставаться белоснежной.

Таким образом, храм освещает столицу своими белоснежными стенами. Общестилевое решение весьма необычно – святой храм пронизан римско-византийскими чертами, что ясно противопоставляется излишеству французского барокко в убранстве Дворца Гранье.

Подобное экстерьеру, внутреннее убранство базилики оформлено в римско-византийском стиле, что придает “Дому Господа” атмосферу гармонии и мира. Свет и некоторые детали оформления фокусируют внимание таким образом, чтобы сосредоточиться на полукруглой апсиде. Удивительной красоты витражные окна были уничтожены бомбардировкой 1944 года и заменены в 1946 году. Также в интерьере имеется два важных элемента, завершающих восхитительный ансамбль: мозаика и великий орган.

Отдельной достопримечательностью в Сакре-кер является огромная мозаика, украшающая купол аспида. Ее выложили в 1923 году, общая площадь составила 475 квадратных метров, что делает мозаику Сакре-кер самой большой во Франции и одной из самых больших в мире.  Иисус изображен воскресшим, облаченным в белые одежды и с распростёртыми руками, как бы открывая людям своё сердце. Окружают его обожатели, в том числе и святые, защищавшие Францию: Дева Мария, Святой Михаил, Святая Жанна Д’Арк, как олицетворение Франции, предлагающая корону, и Папа Лео XIII.

Большой трубный орган Базилики единогласно считается одним из самых потрясающих не только в Париже, но и во всей Европе. Этот инструмент – последняя работа прославленного мастера Аристида Кавайе-Коль. Из-за впечатляющего размера и уникального качества звука французское правительство признало орган национальным памятником в 1981 году.

В Сакре-кер можно слышать звон огромного колокола, отлитого в 1895 году. Вес изделия – 18,835 кг, молота – 1200 кг, а удерживающего механизма – более 7 тонн. Интересно, что колокол был отлит в Савойе и передан в дар в благодарность Франции за аннексию территорий, который до 1860 года входили в состав Италии.

Под зданием церкви, точнее – под алтарем, находится большая крипта, где периодически проходят процессии, ее размеры это позволяют. В крипте покоится прах ряда людей, в частности тут захоронена урна с сердцем Александра Лежентиля. Именно в крипте можно увидеть торжественно заложенный первый камень розового мрамора, с которого началось строительство. Также в крипте находится церковная сокровищница.

Многие элементы дизайна базилики символизируют национальные мотивы. Портик у входа в Сакре-кер оформлен двумя большими бронзовыми конными статуями. Одна изображает национальную героиню Франции – Жанну Дарк, а другая – статуя короля Людовика IX, известного сегодня как Людовик Святой. Между конными статуями в арке находится уже каменная статуя Иисуса Христа.

На крыше базилики находится еще одна бронзовая статуя, изображающая архангела Михаила в доспехах, поражающего копьем змея.

Вершина купола открыта для туристов, с неё открывается незабываемый вид на Париж (вход наверх платный).

Exit mobile version