Одной из самых знаменитых достопримечательностей, наряду с другими, ставшими символами Франции, безусловно является Лувр.
Лувр — от крепости до дворца.
История Лувра начинается в средние века, во времена правления Филиппа Огюста (1165–1223). В 1190 году, отправляясь в крестовый поход и опасаясь английского вторжения, король построил крепостную стену вокруг Парижа. Защита к западу от города усилена крепостью Лувр. Таким образом, это четырехугольник, окруженный рвами и состоящий из десяти башен, внутри которого находится «Гросс-тур», крепость диаметром 15 метров, в которой хранятся королевские сокровища и архивы.
В середине 14 века столица развивалась за стенами Филиппа Огюста. При Карле V (1338-1380) был построен новый вал, который теперь включает в себя пригороды. Лувр оказывается внутри города и теряет оборонительную функцию. Король превратил крепость в королевскую резиденцию: строительство новых домов, заказ убранства квартир, создание библиотеки и садов и т. Д. После Карла V короли Франции очень редко бывают в Лувре. Трудности Столетней войны заставили парижских государей переселиться, разместившись в долине Луары.
В 1527 году Франсуа Ир (1494-1547) восстановил Лувр и вернулся в Париж. Он хотел, чтобы его гостей принимал замок в стиле ренессанс, достойный итальянских памятников. Здание модернизируется: расширяются двери и окна, в апартаментах устанавливается декор. Гросс-тур разрушен. В 1546 году, незадолго до своей смерти, король приказал своему архитектору Пьеру Леско (1510-1578) построить новое крыло вместо и на месте западного крыла средневекового замка. Крыло, прозванное Леско в честь его архитектора, было построено между 1553 и 1555 годами, во время правления Генриха II (1519-1559). Декор, созданный в сотрудничестве с Жаном Гужоном (известным с 1540 по 1565 год), вдохновлен античностью и символизирует королевскую власть. У Генриха II была приемная, холл кариатид.
С 1555 года на берегу Сены было построено новое здание. В нем разместились апартаменты короля и королевы, а также парадные залы на первом этаже. В 1564 году Екатерина Медичи (1519-1589) приказала Филиберту Делорму (1510-1570) построить дальше на запад замок Тюильри, дополненный огромным садом, который до нынешних времен сохранил свое название.
Эта резиденция стала отправной точкой многовекового проекта, известного как «Гранд Дизайн». Этот проект, инициированный Генрихом IV (1553-1610), строится вокруг двух идей: с одной стороны, установить связь между Лувром и Тюильри посредством 460-метровой Большой галереи, построенной между 1595 и 1610 годами, а с другой — увеличить вчетверо площадь Лувра. Это расширение станет Кур Карре (Cour Carrée) и будет осуществляться потомками Генриха IV.
Лувр — от дворца до музея.
Лувр — новая эра при Наполеоне.
Лувр — современная история.
Шедевры Лувра
Джоконда
Самым знаменитым экспонатом Лувра пожалуй является знаменитая Джоконда или, Мона Лиза. Именно к этой картине ведут все указатели, которым послушно следуют потоки туристов. Мона Лиза закрыта толстым бронированным стеклом, а рядом с ней неизменно находятся два охранника и толпы поклонников. Когда-то Джоконда приезжала в Москву, но позже руководство музея приняло решение больше никуда не вывозить эту картину. Поэтому Джокондой теперь можно полюбоваться исключительно в Лувре. Мона Лиза находится в крыле Денон в 7 зале.
Венера Милосская
Венера Милосская (Афродита) известна нисколько не меньше, чем предыдущая красавица. Автором Венеры считается скульптор Агесандр Антиохийский. У этой девушки непростая судьба. В 1820 году из-за нее завязался жаркий спор между турками и французами, в ходе которого статую богини бросили на землю и прекрасная скульптура разбилась. Французы собирали осколки впопыхах и… потеряли руки Венеры! Так богиня любви и красоты стала жертвой битвы за прекрасное. Между прочим, руки Венеры так и не нашли, так что эта история, возможно, еще не окончена. Безрукой красавицей можно полюбоваться в 16 зале греческих, этрусских и римских ценностей в крыле Сюлли.
Ника Самофракийская
Еще одним символом Лувра является Ника Самофракийская, богиня победы. В отличие от Венеры Милосской, эта красавица умудрилась потерять не только руки, но и голову. Археологи обнаруживали много фрагментов статуи: например, в 1950 году на Самофракии была найдена кисть богини, которая сейчас находится в застекленной витрине сразу за постаментом самой Ники. Увы, голову богини ученым так и не удалось найти. Ника Самофракийская находится в крыле Денон на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи.
Еще одна статуя, являющаяся жемчужиной коллекции Лувра – это Пленник, или умирающий раб (работа Микеланджело). Мастер эпохи Возрождения известен в основном благодаря своей статуе Давида, однако эта скульптура заслуживает не меньшего внимания. Крыло Денон, первый этаж, зал №4.
Статуя сидящего Рамзеса II – еще один шедевр, которым может гордиться Лувр. Эта древнеегипетская скульптура находится на первом этаже в крыле Сюлли, в 12 зале египетских древностей.
Свод законов царя Хамурапи возрастом около 4 тыс. лет
Музей обладает также прекрасной коллекцией памятников Мессопотамии, сердцем которой является свод законов Хамураппи, написанный на базальтовой стеле. Законы Хамураппи можно увидеть в 3 зале первого этажа крыла Ришелье.
В 75 зале французской живописи на первом этаже крыла Денон Вы можете увидеть картины известнейшего французского художника Жака Луи Давида, в число которых входит, пожалуй, самое знаменитое его полотно – «Посвящение императора Наполеона I».
Любителям голландской живописи мы рекомендуем посетить 38 зал третьего этажа галереи Ришелье. Среди прочего, там находится знаменитая «Кружевница» кисти Яна Вермеера.
Через цокольный этаж крыла Сюлли Вы попадете к крепостным укреплениям старого Лувра. Здесь Вы увидите стены средневекового Лувра, которые были найдены археологами.
Апартаменты Наполеона III, последнего императора Франции, не могут не поразить Вас роскошью своего внутреннего убранства. Если Вам нравится стиль ампир, обязательно зайдите на второй этаж крыла Ришелье: здесь так много золота и хрусталя, что даже во рту светло!