О-де-Франс (Нор-Па-де-Кале, Пикардия)

После территориальной реформы 2016 г. Нор-Па-де-Кале вместе с Пикардией составили французский регион который решением Госсовета от 28 сентября 2016 стал официально именоваться О-де-Франс – «Верх Франции». Регион, как легко понять из названия, находится на севере страны. Западная его часть омывается водами Ла Манша, Опаловый берег (Côte d’Opale) – Северным морем. На востоке регион граничит с Бельгией.

Новый регион с его 5 департаментами насчитывает более 6 миллионов жителей и, таким образом, занимает третье место среди французских регионов. Создание этого нового региона, самого молодого во Франции, расположенного в самом сердце треугольника Париж-Лондон-Брюссель, представляет собой огромную возможность для всех жителей северной Франции. Эта новая территория, имеющая общую, богатую и насыщенную событиями историю, которую не разделяет никакая географическая граница, и на земле которой родились выдающиеся личности, имеет много преимуществ.

Нор-Па-де-Кале – старинный французский регион со столицей в городе Лилль. До того, как стать французским  в 1713 г., регион входил в Южные Нидерланды и Испанские Нидерланды, поэтому здесь  и сегодня чувствуются бельгийское и голландское влияние

В Средние века английский эксклав на материке с центром в городе Кале именовался Пэйл-Кале, пока в 1559 г. не вернулся к Франции.
Первые города появились в местах, издавна населенных кельтами, когда в 16 г. до н. э. район стал частью римской провинции Белгика: Тарванна (современный Теруан), Багакум (Баве) и Неметакум (Аррас). В начале V в. англы, саксы и франки вынудили римлян оставить Белгику и стали активно расселяться по всей ее территории.
К середине VIII в. большая часть нынешнего Нор — Па-де-Кале оказалась в составе франкского государства Каролингов, впоследствии — империи.

На юге О-де-Франс соседствует с Иль де Франс, на юго-востоке с Эльзас — Шампань — Арденны — Лотарингией,с юго-запада к региону прилегает Нормандия.

На северо-востоке регион Hop — Па-де-Кале граничит с экономически высокоразвитой Бельгией. Его побережье — важнейший в судоходном отношении пролив Ла-Манш и Северное море. Под проливом Ла-Манш пробит железнодорожный тоннель, соединяющий материковую часть Европы с Британскими островами.
Три источника процветания Нор — Па-де-Кале: шерсть, из которой делали и делают лучшие ткани в Европе; каналы, связавшие регион с отдаленными районами страны, и Евротоннель, по которому добраться до Англии можно всего за 20-30 мин.
Подчеркивая исторические связи между Бельгией и своим регионом (его северная часть в прошлом входилаО-де-Франс (Нор-Па-де-Кале, Пикардия) в графство Фландрия со столицей в Дуэ), жители называют эти места Фландрией. В истории европейских войн район был также известен как Испанские Нидерланды. Южная часть включает территории исторической провинции Артуа. Также в его составе находятся несколько районов исторической Пикардии.
Отсюда и языковые особенности: все говорят на французском, а часть населения — на западном фламандском, нидерландском диалекте и пикардийском диалекте (ш’ти).
Нор — Па-де-Кале — один из крупнейших по плотности населения регионов во Франции. 75% жителей заняты в сфере услуг, 23% — в промышленности и лишь 2% — в аграрном секторе. Тем не менее сельское хозяйство — высокоразвитая отрасль. Здесь выращивают треть всего картофеля Франции.
Традиционная же отрасль — морское рыболовство: Булонь-сюр-Мер — крупнейший рыболовный порт страны.
Несмотря на то, что текстильная промышленность веками оставалась основой экономики, в начале XVIII в. началась промышленная добыча угля, вызвавшая развитие металлургии. Хотя добыча угля неуклонно снижается, историческое значение каменноугольного бассейна в Нор — Па-де-Кале столь велико, что бассейн внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Выплавка стали и текстильная промышленность и сегодня остаются важнейшими отраслями экономики.

О-де-Франс — ворота в Англию.

Особое значение в масштабах всей Европы Нор — Па-де-Кале приобрел в 1994 г., после открытия упомянутого выше тоннеля под Ла-Маншем, кратко именуемого Евротоннелем. Железнодорожный двухпутный тоннель длиной около 51 км включает подводную часть длиной 39 км. Соединив континентальную Европу с Великобританией, Евротоннель многократно увеличил важность региона.

С точки зрения туризма, это 8-й регион Франции. Больше всего сюда приезжает самих французов – жителей столичного региона. Но и иностранцев также достаточно, особенно из соседних стран – Бельгии и Англии.

Самый популярный туристический объект – государственный центр по изучению моря Nausicaá, расположенный в Булонь-сюр-Мер. После реконструкции, которая завершилась в 2018 г., центр стал самым большим аквариумом в Европе. Это не только один из интереснейших объектов для посещения, но и  научно-технический центр, посвященный морю и его изучению; здесь собраны специализированные фильмы и медиатека, проводятся выставки, конференции, педагогические программы. Назван центр в честь принцессы Навсикаи из греческой мифологии, о встрече этой принцессы с Одиссеем повествуется Гомером.

В регионе находятся еще два объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО: 17 колоколен-беффруа в разных городах и цитадель Аррас — одно из укреплений Вобана.

Столицей Пикардии является двухмилионный город — Амьен.

Именно Пикардия считается родиной готической архитектуры, здесь можно увидеть шесть известных кафедральных соборов. Крупнейший из них находится именно в Амьене. Пикардией область начала называться в XIII веке, что, скорее всего, это название напрямую связано с тем, что на вооружении у местных жителей стояли специальные копья – пики. Они мужественно сражались в боях между французским королем и бургундским герцогом в армиях обеих сторон.О-де-Франс

Пикардия была передана во времена Столетней войны — король Англии обменял ее на поддержку герцога Бургундского. Окончательно область вошла в состав страны лишь после произошедшей в 1477 году смерти Карла Смелого.

Обжитый еще во времена палеолита Амьен перенес не одну осаду и видел множество жестоких сражений. Что отразилось на состоянии местной архитектуры — она сильно пострадала во время Первой и Второй мировых войн.

Современный Amiens знаменит своими марионетками cabotans. Кукол высотой около 50 см вырезают из дерева. Управляют ими, дергая за ниточки, прикрепленные к голове и конечностям.

Большой популярностью среди туристов пользуется квартал Сен-Лё, изрезанный сетью живописных каналов, по берегам которых ютятся симпатичные домики. Такая вот мини-Венеция.

В Амьене находится самый большой (7700 м²) и один из самых красивых католических соборов Франции — Cathédrale Notre-Dame d’Amiens. Строительство собора Амьенской Богоматери длилось более 300 лет, работы были завершены в 1528 году. Сегодня этот эталон готики, шпиль которого поднимается ввысь на 133 метра, входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый год собор посещают более 900 тысяч туристов.

Кроме  Амьена, наиболее крупными городами Пикардии являются Абвиль и Компьень. На земле Пикардии к настоящему времени  помимо Амьенского сохранились шесть средневековых готических соборов в городах Лан, Бове, Научно, Абвиль и Санлис.

Многие достопримечательности Амьена были разрушены во время Первой и Второй мировых войн и сегодня представляют реконструкции, сделанные во второй половине XX века – к таким относятся восстановленное здание ратуши XVII столетия, собор Сен-Жермен, возведенный в XV веке, и здание театра, построенного при Людовике XVI. В Амьене также расположен один из самых крупных региональных музеев во Франции – это музей Пикардии, где представлены произведения искусства Древнего Египта и Древней Греции.

Город Абвиль известен тем, что является древнейшим поселением на территории страны, его земля богата различными археологическими находками. К достопримечательностям города относится башня-беффруа, построенная в самом начале XIII века и охраняемая ЮНЕСКО.

Город Компьен был основан в VII веков, а спустя семь столетий благодаря окружающему его Компьенскому лесу стал любимыми охотугодиями французских монархов. Сегодня в Компьенском дворце, построенном три столетия назад, разместились музеи. Один из них посвящен истории автотранспорта и хранит коллекции карет и ретроавтомобилей. Другой музей посвящен истории Второй империи и демонстрирует посетителям картины, собранные Наполеоном Третьим, и предметы быта эпохи Людовика XV. В Компьене будет любопытно посетить и музей исторической скульптуры с собранием военных миниатюр. Среди прочих достопримечательностей города стоит упомянуть памятник национальной героине Жанне д’Арк (именно здесь она была захвачена в плен бургундцами и передана англичанам), а также хорошо сохранившийся средневековый замок Пьерфон – военную крепость на холме в Компьенском лесу.

Всего в часе езды от Парижа располагается один из красивейших туристических объектов: Шантийи – великолепный замок, сохранивший свое величие с XVI столетия. Старинная усадьба – сердце одноименного населенного пункта в провинции Пикардия, где проживает 11 тысяч человек. Все, кто приезжает в город Шантийи, устремляются к стенам знаменитого шато.

О-де-ФрансДворцовый ансамбль объединяет в себя несколько построек на территории тенистого парка, разбитого великим мастером ландшафта Андре Ленотром. Архитектурным отцом Малого замка, представляющего наибольшую историческую ценность, стал Жан Бюллан. Стены Большого замка были разрушены во время революции 1789 года и вновь восстановлены в уже в XIX столетии под руководством архитектора Оноре Доме. Гармоничное сочетание изысканного барокко, строгой готики и элементов итальянского возрождения создает впечатление сказки наяву.

Не так далеко от него размещается знаменитый ипподром,  где с 1843 года проходят знаменитые скачки на Приз Дианы, входящие в число самых престижных спортивных и великосветских событий мира.