В числе первых достопримечательностей Парижа особое место занимает Триумфальная арка (Arc de Triomphe).
Триумфальная арка возвышается над двенадцатью самыми известными проспектами мира. Он расположена на площади Этуаль с панорамной террасы которой вы можете наблюдать захватывающий вид Парижа.
«Вы вернётесь в свои дома пройдя под триумфальными арками».
Этот неоклассический памятник, символ победы и могущества, был задуман императором Наполеоном в 1806 году после сражения под Аустерлицем — в честь великой французской армии. На следующий день после Аустерлица (2 декабря 1805 г.) в своем воззвании к солдатам Наполеон написал: «Я верну вас во Францию. Вы вернетесь в свои дома только пройдя под триумфальными арками».
Обещание, которое должно было быть немедленно выполнено, в результате бюрократических проволочек официально было принято только указом (18 февраля 1806 г.). История ее создания затянулась на долгие годы. Ни сам император, ни мастер, разрабатывавший первоначальный проект, так и не увидели эту достопримечательность в завершенном виде. Начатое в августе 1806 года под руководством архитектора Жана-Франсуа-Терезы Шальгрина ее строительство было завершено только в 1836 году при Луи-Филиппе.
Исторически-политический проект.
После того, как Place de l’Etoile была определена в качестве места расположения Триумфальной арки, архитекторы Жан-Франсуа Тереза Шальгрин и Жан-Арно Раймон составили серию планов. Они выбирают арку с простым строением, поскольку это позволяет ей также выглядеть как городские ворота.
Этот архитектурный уклон прямо связан с древними аркам, таким как Арка Тита в Риме (85 г. н.э.). Среди множества источников вдохновения двух архитекторов арка Сен-Дени, построенная Блонделем и арка Константина в Риме (315 г. н.э.
Макет в полный размер.
2 апреля 1810 года Наполеон I женится на Марии-Луизе Австрийской. Императорская чета покидает дворец Сен-Клу, где накануне состоялось бракосочетание, чтобы переместиться в Лувр и отпраздновать свой религиозный брак. Маршрут предусматривает въезд в Париж через Place de l’Etoile. Но Триумфальная арка еще далека от завершения. Основание четырех столбов едва выступало из земли. В результате принимается решение создать полномасштабный макет арки.
Архитектор Жан Шальгрин заказывает у Луи Лаффита арку из рам и раскрашенных холстов. Пятьсот рабочих наняты, для того, чтобы уложиться в сроки. Однако, вскоре плотники начинают забастовку, осуждающую условия труда и слишком низкую заработную плату. В результате префект полиции решает арестовать шестерых из них, а зарплата остальных с 4 франков в день поднимается до 24 франков в день за выполненные работы.
Общая стоимость временной постройки составила 511000 франков, но она позволила архитектору Шальгрину внести изменения в свои планы, добавить, в частности, выступы, убрать цоколи, а также выбрать фасад орнамента. Впрочем, 20 января 1811 года Шальгрин умирает, когда высота столбов Триумфальной арки лишь поднимается на дюжину метров, — то есть на уровень фундамента свода.
Луи-Робер Густ, его ученик, стал преемником во главе проекта.
Приостановление работ при Людовике XVIII.
После падения Наполеона и прихода к власти Людовика XVIII строительство Триумфальной арки было приостановлено. В 1814 году архитектор Гийом Пойе предложил снести построенные столбы. Однако, Людовик XVIII отказывается, хотя и не выражает никакого желания возобновлять строительство.
Работы, заказанные Наполеоном, не пользуются одобрением в глазах монархистов. В результате в период между 1814 и 1823 годами будет сформулировано множество предложений, но ни одно из них не привлечет внимание короля.
Триумфальная арка славы Пиренейской армии.
9 октября 1823 года Людовик XVIII все-таки решает, что работы по Триумфальной арке должна быть немедленно завершены. Но с новым смыслом. Король решает чествовать не императорскую армию, а армию Пиренеев. Под командованием Луи Антуана де Бурбона, герцога Ангулема и племянника Людовика XVIII, Пиренейская армия только что вернула короля Испании (Фердинанда VII) на его трон и Франция претендует на эту победу.
Постепенно работы по строительству арки возобновиляются, и Луи-Робер Густ обнаруживает, что работает впаре с другим архитектором, — Жан-Николя Юйо. Оба используют планы Шальгрина и несут ответственность за их переработку, включая добавление колонн на фасаде.
Людовик XVIII умирает 16 сентября 1824 года, и его наследником становится его брат Шарль X.
Карл X и битва архитектурных идей.
Карл X продолжит работы над памятником в соответствии с пожеланиями Людовика XVIII. В 1825 году Юйо увольняют после предложения о колоннах на фасаде, в то время как Густ оставлен на месте. Юйо не будет восстановлен до 1826 года. Карл X решает, что планы Шальгрина необходимо уважать. В том же году собирается комиссия архитекторов, которая должна определить украшения арки.
Принимается решение украсить свод 21 разделами с розетками, на фасадах вырезать горельефы, кроме того рекомендовано использовать камень Черенс (Vexin) для изготовления скульптур антаблемента.
В 1828 г. памятник поднимается до архитрава антаблемента. 29 июля 1829 года на одной из опор устаноавливаютмраморную плиту, — посвящение армии Пиренеев. В 1830 году Густ покидает место, оставив Юйо одного руководить строительством. Последний представляет Карлу X проект украшения верхнего карниза из 36 статуй, символизирующих большие города Франции.
2 августа 1830 года французский народ восстает против короля. Более 20 000 мужчин собрались вокруг Триумфальной арки. Армия патриотов, которой командует генерал Пужоль, требует отречения Карла X, которое он подпишет в замке Рамбуйе.
Завершение работ при Луи-Филиппе I
Новый политический период открывается на следующий день после революции.
Луи-Филипп I восходит на трон и, в отличие от своих предшественников, намеревается править в духе гармонии и позиционирует себя королем французов. В это время строительство Триумфальной арки вновь приостанавливается. На сей раз причиной становятся превышенные архитектором Юйо финансовые кредиты.
31 июля 1832 года Луи-Филипп назначает Гийома Абеля Блуэ ответственным за завершение строительства Триумфальной арки с вновь обновленным посвящением: Армии Революции и Империи. В то же время Адольф Тьер, тогдашний министр внутренних дел, заказывает у нескольких скульпторов аллегорические украшения. Cortot, Etex, Rude, Lemaire, Seurre, Feuchère, Chaponnière, Gechter, Marochietti, Pradier, Bra, Valois, De Bay, Jacquot и Laitie оказываются мобилизованы для изготовления горельефов, фризов, щитов и балюстрада памятника.
20 февраля 1836 г. генерал-лейтенант Сен-Сир Нуг предлагает три списка имен для украшения ими пирсов арки: 30 решающих сражений Революции и Империи, 96 великих боевых подвигов и 384 имени генерала.
Триумфальная арка: тайная инаугурация.
29 июля 1836 года, спустя 30 лет работы, Триумфальная арка была наконец открыта. Все узнают списки имен, нанесенных на опоры. Но большой праздник, который должен был состояться, — отменен. В связи с опасением покушения на короля Луи-Филиппа.
Присутствуют всего 11 человек, и среди них: председатель Совета министров Адольф Тьер, министр финансов Антуан Морис Аполинер Аргу, 6 национальных гвардейцев, хранитель памятника и 2 официальных посетителя.
С наступлением темноты приглашенные собираются перед Триумфальной аркой, которую освещают 700 газовых фонарей. Впоследствии правительство и архитектор столкнется с волной протеста по поводу имен, нанесенных на колонны. Они уверяют, что все возражения будут изучены. Блуэ сразу добавит 128 имен генералов и 172 забытых сражений.
В своей работе, опубликованной в 1837 году и озаглавленной «Les Voix Interiores» («Внутренние голоса»), Виктор Гюго напишет о том, что сожалел, что не видит в списке своего отца, Иоспеха-Леопольда-Сигизберта Гюго, которого Людовик XVIII назначил генералом в 1814 году. Специальные точечные дополнения будут продолжены на стенах арки до 1895 г.