Сегодня 14 мая на набережной Круазетт открылся 77-й Каннский международный кинофестиваль. В главном конкурсе заявлено 22 фильма.
Фильм «Семя священного инжира», еще до начала фестиваля заставил о себе говорить по причинам, далеким от искусства. Его режиссер Мохаммад Расулоф приговорен на родине в Иране к восьми годам тюремного заключения, помимо к порки, штрафа и конфискации имущества. Основанием для подобного решения стали протестные заявления и фильмы режиссера.
Действие его новой картины разыгрывается на фоне политических волнений в Тегеране. Главный герой: судья-следователь, охвачен паранойей, которая в итоге обрушивается на его собственную семью. Иранские власти требовали от Расулофа снять картину с каннского конкурса.
Другие скандалы также грозят испортить атмосферу каннского фестиваля. Не говоря о возможной забастовке работников самого фестиваля.
Актриса Жюдит Годреш покажет короткометражку «Moi Aussi», где поделится опытом жертвы сексуального домогательства со стороны известных французских режиссеров. Фильм предполагает наделать шума. С учетом предстоящих судов над Жераром Депардье и Домиником Бутонна, президентом CNC — Французского фонда кино. Они оба обвиняются в сексуальных домогательствах.
В конкурсную программу фестиваля включены новые работы режиссеров ветеранского возраста и статуса. Пол Шредер в фильме «О, Канада» разбирается с больной совестью умирающего от рака пожилого документалиста левых взглядов, которого играет Ричард Гир. Герой картины «Саваны» Дэвида Кроненберга, потрясенный смертью жены, изобретает технологию, позволяющую живым следить за усопшими. Фрэнсис Форд Коппола, тоже ударившийся в буйную фантазию, представит фильм «Мегалополис», в котором Америка в воображении режиссера превращается в Новый Рим с мэром Цицероном и гениальным художником Цезарем Катилиной. Мифологические ассоциации пронизывают картину «Партенопу» Паоло Соррентино — женскую эпопею на фоне Неаполя, родного для режиссера. Француз Кристоф Оноре в свою очередь фантазирует совершенно неожиданным образом. Актриса Кьяра Мастроянни, играющая саму себя, настолько входит в образ своего отца Марчелло Мастроянни, что окружающие начинают называть ее «Марчелло». В фильме участвует и Катрин Денёв, мать актрисы и героини, которую такое превращение должно серьезно озадачить.
Большие ожидания связаны с новыми лентами победителя прошлогоднего Венецианского фестиваля грека Йоргоса Лантимоса («Виды доброты», вновь с Эммой Стоун) и одного из самых изысканных режиссеров артхаусного кино португальца Мигела Гомеша («Гранд-тур»).
Известный китайский автор Цзя Чжанкэ покажет ленту «Поколение романтиков», — развернутую на два десятилетия историю любви на фоне меняющегося Китая. Для тех, кто «любит погорячее», в программе присутствует феминистский фильм ужасов «Вещество» француженки Корали Фаржеа. Главный отборщик фестиваля Тьерри Фремо предупредил на пресс-конференции: «Будьте готовы, в конце фильма так много крови, что кажется, будто она просачивается сквозь экран!»
Работающий в Скандинавии иранец Али Аббаси в картине «Ученик» обратился к богатой биографии Дональда Трампа, делая акцент на его деловой карьере и отношениях с Роем Коном, прокурором Нью-Йорка и махровым маккартистом. Но, если здесь тема коррупции правосудия подается в гротескно-сатирическом ключе, совсем иной поворот она претерпевает у Жака Одиара в «Эмилии Перес». Героиня этой музыкальной комедии работает в адвокатской фирме под крышей криминального картеля, глава которого лелеет тайный план о смене пола.
Географию конкурса расширяют индийский фильм «Все, что мы представляем как свет» режиссера Паял Кападиа и бразильский «Мотель «Дестино»» Карим Айнуз. Из Восточной Европы в конкурс отобрана картина «Три километра до края света» румына Эмануэля Пырву.
Российское присутствие обозначено фильмом американца Шона Бейкера «Анора». Его героиня, секс-работница из Бруклина, выходит замуж за сына русского олигарха, но в дело вмешивается его отец: первого играет Марк Эйдельштейн, второго — Юра Борисов. В фильме участвует также Дарья Екамасова. И еще один конкурсный фильм имеет прямое отношение к России, хотя и снят в итало-франко-испанском совместном производстве. Это фильм «Лимонов, баллада об Эдичке» Кирилла Серебренникова. Он имеет шансы оказаться в центре не только эстетических, но прежде всего политических дискуссий. Впрочем, это утверждение еще в большей степени относится к «Вторжению» Сергея Лозницы, — документальной хронике жизни гражданского населения Украины последних двух лет. Эту картину представят вне конкурса в программе специальных показов. А откроется фестиваль «Вторым актом» — новой работой француза Кантена Дюпьё.