Выставка под названием «Империя чувств от Франсуа Буше до Жана-Батиста Грёза», открывшаяся в парижском музее Коньяк-Жэ, собрала около сотни картин, рисунков, скульптур и гравюр на тему любви и страсти. Она посвящена 250-летию со дня смерти Франсуа Буше (1703-1770) и продолжит работу до 18 июля. Одним из центральных экспонатов выставки стала картина Франсуа Буше: «Геркулес и Омфала» из коллекции Пушкинского музея.
![](https://i0.wp.com/salut-france.ru/wp-content/uploads/2021/06/capture-decran-2021-06-17-a-12.47.21.png?resize=547%2C646&ssl=1)
Французская пресса уже назвала ее «самой эротической выставкой лета». Название выставки «Империя чувств от Франсуа Буше до Жана-Батиста Грёза» перекликается с темой японского фильма 1976 года об освобождение нравов, которое начинается в эпоху Просвещения. «Художники, философы, драматурги и писатели — все вкладываются в тему любовных страстей и плотских желаний. Живопись и литературные произведения, как в случае Софы (1742) и ее распутного романа Сын Кребийона, который, кажется, перекликается со знаменитой Коричневой одалиской (1745), написанной ее другом Франсуа Буше», — цитирует издание «Le Monde» директора музея Анник Лемуан.
![](https://i0.wp.com/salut-france.ru/wp-content/uploads/2021/06/capture-decran-2021-06-17-a-12.25.17.png?resize=640%2C398&ssl=1)
«Художники обращаются к любови древних богов, чтобы продемонстрировать всю силу желания. Как в мифе о Данаи: Акрисий, узнав от оракула, что он будет убит его внуком, укрывает свою дочь Данаю в медной башне. Юпитер, превратившийся в золотой дождь, проникает в эту тюрьму и оплодотворяет принцессу вопреки ее желанию. Этот мифологический эпизод является предметом трех различных интерпретаций трех художников, символизирующих выставку: Буше, Фрагонара и Грёза, каждый из которых по-своему подчеркивает сильный сексуальный заряд этого мифа и его жестокость. Смелый характер эскиза Буше может объяснить, почему художник не преследовал цель воплотить его в успешную композицию.»
![](https://i0.wp.com/salut-france.ru/wp-content/uploads/2021/06/capture-decran-2021-06-17-a-12.45.24.png?resize=640%2C478&ssl=1)
В другой композиции «Юпитер превращается в лебедя, чтобы соблазнить прекрасную Леду… Лебедь, чья шея имеет явный сексуальный оттенок, обрабатывается густым оттенком, что усиливает драматический эффект, производимый его первой атакой.»
![](https://i0.wp.com/salut-france.ru/wp-content/uploads/2021/06/capture-decran-2021-06-17-a-12.46.41.png?resize=640%2C501&ssl=1)
Одним из центральных экспонатов выставки стала картина Франсуа Буше: «Геркулес и Омфала» (около 1732-1735). «Этот шедевр молодого Буше происходит из престижных коллекций Пушкинского музея, который не выставлялся во Франции уже тридцать лет. Из Москвы он пересек Россию, Финляндию и Германию на грузовике, чтобы добраться до наших стен. Эта картина отличается небывалым пылом. Это «уникум». Ярким поцелуем в губы художник воплощает непреодолимую страсть, переносящую героя Геракла и царицу Лидии Омфалу. Интенсивность поцелуя и грубость жестов соответствуют яркой палитре и беспорядку драпировки. Детали также очевидны: переплетение ног символизировало плотский акт со времен Возрождения, в то время как сексуальные атрибуты скрыты за роскошными драпировками.»
![](https://i0.wp.com/salut-france.ru/wp-content/uploads/2021/06/capture-decran-2021-06-17-a-12.50.01.png?resize=640%2C678&ssl=1)