И не только с завтрашнего дня начнет рассказывать парламент Франции, приоткрывающий свои архивы.
В Национальном собрании Франции по случаю 230-летию Великой французской революции открывается выставка «Revolution s’affiche» (Революция афишируется). Выставка продолжит работу с 21 сентября по 15 ноября.
Название выбрано не случайно и представляет собой игру слов. Помимо уникальных предметов и документов, связанных с этим значимым моментом в истории всего мира в экспозиции будут представлены многочисленные афиши. Которые, впрочем, составляют лишь незначительную часть парламентской коллекции, расположенной в хранилище Национального собрания.
«В тот период времени афиши играли роль медиа», — поясняет выбор, сделанный организаторами выставки, ответственный за экспозицию Брюно Фюлини. Несмотря на тяжелый и вредный для здоровья производственный процесс с использованием свинца афиш было множество и они охватывали практически все сферы жизни. Немногие грамотеи, умеющие читать, частенько были окружены не улицах менее грамотной публикой, превращая людные места в дискуссионные клубы.
Любопытна и сама история коллекции афиш, попавшая в распоряжение депутатов достаточно случайно, благодаря увлечению члена Конвента и Совета пятисот Луи-Франсуа Портье, собиравшего афиши всю его жизнь. После его смерти, коллекция оставшаяся супруге и мешавшая в доме, занимая много места, заинтересовала одного американского коллекционера. Однако вдова при всей прагматичности была патриотом. Поразмыслив над сделанным предложением она обращается к депутатам…. В результате переговоров, затянувшихся на продолжительное время, компромиссная сумма была все-таки достигнута и коллекция осталась во Франции, в распоряжении парламентариев.
Помимо афиш, охватывающий принципиальные этапы Великой французской революции на экспозиции также представлены такие уникальные документы, как оригинал текста Конституции Франции, преобразовавший страну в парламентскую монархию, достигнутый в результате исторического заседания в «Зале для игры в мяч». Среди подписавших его депутатов присутствует и один, высказавшийся против, так и подписавший ее Дош (оппозиция)
На стендах присутствует также журнал с протоколами голосования по вопросу участи Людовика 16. Журнал раскрыт на странице парижской части депутатского корпуса, включающей Марата и Робеспьера. Помимо подписей на них присутствуют ремарки выражающие пожелания. Большинство за смертную казнь, некоторые за заточение в крепость. Напротив имени Марат фраза: « Смерть. В течении 24 часов».
Представлен на выставке и оригинал «Марсельезы», по замыслу автора выглядевший гораздо короче современной версии. Последующие куплеты добавило время.
Отдельным забавным экспонатом на стенал зала красуется диплом за взятие Бастилии. Оказывается и такой диплом имел место быть. И в свое время кандидат в дипломанты проходил серьезную проверку со стороны депутатского корпуса на предмет его участия во взятии Бастилии.
Однако самым впечатляющим экспонатом пожалуй является восстановленное на основе посмертной маски, при использовании специальной техники Института криминальных исследований при национальной жандармерии Франции, лицо лидера Великой французской революции — Мирабо.