Двое исследователей из CNRS и Национальной школы хартий в Париже поставили точку в одном из самых бурных споров французского литературоведения: являлся ли Жан-Батист Мольер автором пьес, опубликованных под его фамилией. В исследовании они применили компьютерные методы анализа текста.
Сомнения по поводу авторства Мольера возникли еще сто лет назад. В 1919 году французский писатель Пьер Луис заявил, что обнаружил литературную уловку: имя Мольер было всего лишь псевдонимом Пьера Корнеля. Способствовало сомнениям и то, что историки до сих пор не нашли ни одной подлинной рукописи Мольера, а все его тексты известны лишь в копиях.
Так появилась теория, что на самом деле «Тартюфа», «Мещанина во дворянстве» и другие произведения на самом деле написал драматург Пьер Корнель. Имя же Мольера, известного комедианта того времени, использовали чисто в рекламных целях. В начале 2000-х годов подозрения еще более окрепли. Лингвисты обнаружили явное сходство стилей этих двух писателей, частенько использовавших одинаковые выражения.
Те, кто придерживается этой теории, задавались вопросом, «как комик, предположительно без серьезного литературного образования, будучи одновременно камердинером короля и директором труппы театра, мог написать так много шедевров «, внезапно в возрасте 40 лет начав создавать шедевры. Однако, согласно исследованию, опубликованному в среду в американском журнале Science Advances, оказывается, мог.
Авторы нового исследования первоначально отобрали 70 произведений, включая авторов того времени, а затем ограничили его 37 произведениями Корнеля, его брата Томаса Корнеля, Мольера. Ротру и Скаррон.
«По всем характеристикам, которые мы изучаем, Корнель никогда не бывает рядом с Мольером», — говорит Флориан Кафьеро, исследователь CNRS, который работал с Жаном-Батистом Лагерем, представлявшим школу чартеров, — цитирует ученого AFP.
«Театр 17-го века очень кодифицирован, есть правило единиц, очень кодифицированное стихосложение, способы сделать ритм, есть источники вдохновения, которые одинаковы. Все очень похоже… Но Мольер он лучше всех себя изолирует и очень хорошо идентифицирует. В этом нет никаких сомнений», — добавляет исследователь.
Исследователи использовали метод «компьютерной лингвистики», который заключается в статистическом анализе нескольких характеристик, включая префиксы, суффиксы и даже инструментальные слова («и», «из», «если»). Искусственный интеллект фиксировал особенности языка, грамматические структуры, частоту функциональных слов и так далее.
«Эти бессознательные элементы лингвистики во многом отражают то, кем мы являемся», — сказал Кафьеро, добавив, что эта методика анализа была разработана с 2000-х годов и используется полицией, например, для выявления информаторов, но также изучает средневековую литературу или борется с плагиатом.