Результат многомесячной работы, — «Отчет о разнообразии» в Парижской национальной опере, занявший несколько месяцев исследования, с которого начал свое правление новый генеральный директор Александр Неф был наконец обнародован в понедельник 8 февраля на платформе Zoom. Его с нетерпением ждали и его итоги привлекли внимание ведущих французских медиа Le Monde, Le Croix, и др.
У каждого нового директора Оперы есть свой политический конек. Господин Неф, чью кандидатуру и программу лично утверждал Эмманюэль Макрон, выбрал знакомую ему по годам, проведенным на посту директора Оперы Торонто, тему разнообразия.
Это исследование, начатое летом 2020 года вместе с манифестом «От расового вопроса к опере», написанное группой из пяти чернокожих и представителей смешанной расы, было официально запущено Александром Неф 22 сентября. Его цели: формализовать внутренние трудности, связанные с расовой дискриминацией в Опере, и осмыслить деликатные произведения репертуара, проблемные с точки зрения расовых стереотипов.
«Парижская опера — это не место, где представлено разнообразие. Скажем прямо, в целом это белый мир, далекий от того, на что похоже современное французское общество»,— резюмировали правозащитница Констанс Ривьер и историк Пап Эндия в своей работе.
Помимо исследования основных постановок парижской оперы, ими были проведены интервью с примерно сотней сотрудников дома, художников и технических специалистов, а также с другими людьми. «Была принята во внимание вся экосистема Оперы», — рассказали Констанс Ривьер и Пап Эндия. С нами могли поговорить все желающие.»
В основу документа легли 90 интервью (добровольцы из Оперы — преимущественно правящая верхушка, как нынешняя, так и бывшая, и сторонние эксперты — от советников по культуре президента и премьера до директоров театров) и собственные наблюдения авторов.
Авторы исследования констатировали, что очень плохо ситуация выглядит среди артистов балета и оркестра, по сравнению с которыми хор выглядит самым «интернациональным». Они также отметили, что в администрации ситуация выглядит получше. При этом речь идет именно о темнокожих сотрудниках: присутствие многочисленных азиатов докладчики заметили и отметили с удовлетворением.
Однородность балета, которая три века была маркой Парижской оперы и гордостью французской школы, теперь стала серьезным недостатком. При этом виновником в этом была названа балетная школа Оперы — основной поставщик кадров для труппы, хотя это и не помешало принять прошлой осенью в кордебалет четырех темнокожих выпускников из шести.
Авторы работы учли, что в школу тоже попадают по конкурсу, существование которого под сомнение не ставится. Тем не менее его закрытость видится докладчикам препятствием на пути темнокожего ребенка и его семьи, как и то, что отбор проводится в парижском пригороде — городе Нантер, где размешается школа и куда не все таланты имеют возможность добраться. Докладчики предлагают искать юные балетные дарования, как футболистов, по всей Франции и даже по ее заморским территориям.
Кроме того доклад усматривает расизм и в базовых анатомических требованиях отбора, — таких как, наличие подъема или удлиненные пропорции тела, потому как есть мнение, что морфологической особенностью некоторых рас являются плоскостопие и ярко выраженные мышцы. И даже требование представлять физические данные родителей для понимания наследственности была расценено как дискриминация. «Это глубоко разочаровывает ребенка, он не может показать, на что способен»,— резюмируют авторы, давая рекомендации пересмотреть критерии конкурса, которые Александр Неф пообещал учесть.
Грядущая трансформация ставит под сомнение классический репертуар, в «некоторых произведениях которого, как говорит Пап Эндия, экзотизируют неевропейский мир». Преобразования должны коснуться таких мировых шедевров как Отелло, Турандот и Мадам Баттерфляй, а также балетов «Раймонда», «Баядерка» и «Щелкунчик». Однако авторы доклада, поддержанные режиссером, настаивают: «Цензуры не будет. «Они выступают лишь за лучшую поддержку оскорбительных произведений..»
В отчете также рекомендуется продвигать забытых творцов, таких как кавалер Сен-Жорж, которого в 18 веке считали сыном раба, а также современных художников, олицетворяющих разнообразие.